Качественные методыисследования и контент-анализ

Программа повышения квалификации

Icon
Продолжительность обучения:
2 мес.

На кого рассчитана программа

для руководителей всех уровней, которые хотят понимать возможности качественных методов и контент-анализа, поручать задания с их использованием и уверенно контролировать их выполнение,
для специалистов по инновациям, по маркетингу, по качеству, по работе с клиентами, по работе с персоналом, которые хотят ввести эти инструменты в свою повседневную практику,
для научных и педагогических работников, которые хотят использовать эти эффектные и результативные методы в своих исследованиях и учить этому своих учеников,
для государственных служащих, которые самостоятельно анализируют данные и поддерживают исследования.

Сильные стороны программы

Icon
Интенсивная программа
является частью популярного дистанционного курса «Как сделать научное исследование: методология, инструменты, методы» открытого университета Фонда Е. Гайдара
Icon
Учим визуализации данных
поработать с программой анализа и визуализации смешанных данных (MAXQDA)
Icon
Работа с собственными данными
есть возможность работать не только с предложенными базами данных, но и со своими
Что даст эта программа
знать основные методы проведения социологических исследований, типы количественных и качественных методов, их плюсы и минусы, способы проведения смешанных количественных и качественных исследований
уметь планировать исследование, разрабатывать программу исследования, выбирать методы и инструменты исследования для решения своих исследовательских и/или управленческих задач
уметь применять методы полуструктурированного интервью и проведения фокус-группы; включая разработку сценария интервью или фокус-группы, принципы отбора информантов, правила транскрибирования материалов, применения существующих популярных инструментов, приемов и техник исследования, применяемых в рамках данных методов; а также формировать аналитические отчеты по результатам качественных исследований
владеть навыками анализа, интерпретации и визуализации результатов исследования с применением программы для анализа качественных и смешанных данных MAXQDA на примерах разных типов текстов и документов (концептуальные и программные тексты в области социально-демографической, экологической, экономической политики, материалы стенограмм открытых обсуждений общественно значимых вопросов, материалы СМИ и соцсетей, научные статьи, материалы корпоративной политики и пр.)
Об экономическом факультете МГУ
Московский университет — старейший классический университет России
Сообщество выпускников нашего университета
Европейская аккредитация EFMD наших онлайн-курсов
Центр притяжения бизнес и научного сообщества
Используем современные технологии
Размещаем массу интерактивных материалов в дистанционной среде
У нас более 60 программ послевузовского образования и мы постоянно разрабатываем новые
Самый известный университетский кампус в России

Будем рады Вашим вопросам

Содержание
Теоретические представления о методах социологических исследований: количественные и качественные методы, типология, особенности применения.
01

В этой теме будет дано представление о существующих популярных количественных и качественных методах сбора и анализа информации. Помимо исчерпывающих списков таких методов будут приведены примеры удачных исследований и сравнительная таблица плюсов и минусов каждого типа. Обсудим, как наиболее эффективно комбинировать методы в одном исследовании.

Планирование исследования, выбор методов и инструментов, подходы к отбору респондентов/информантов
02

В этой теме мы узнаем, из чего состоит исследовательская программа при работе с качественными методами; как выглядят части программы: цели, задачи, гипотезы, методы, инструменты, ожидаемые результаты, бюджет, календарь, состав исследовательской команды. Вы научитесь выбирать конкретный метод и инструмент. А также узнаете, кого следует приглашать на интервью или фокус-группу и как это делать, чтобы не получить отказ.

Разработка инструментария качественных исследований, введение в контент-анализ текстов, формирование аналитической отчетности по результатам качественных исследований
03

Узнаем, что такое сценарий (гид) интервью или фокус-группы, что такое групповая динамика, каковы типичные ошибки при составлении сценариев и проведения интервью или фокус-групп и как их избежать.

Разрабатываем свой сценарий интервью. Учимся приемам проведения интервью и фокус-группы, используя процедуру дознания.

Говорим о включенном и невключенном наблюдении, о сборе данных с помощью экспериментов, об инструментах, которые используют в данных методах. И как всегда обсуждаем много примеров.

Осваиваем, как должны выглядеть транскрипции интервью, фокус-групп, других методов исследований, как делать отчет в качественных исследованиях.

Переходим к контент-анализу текстов и смешанных данных, говорим о возможностях контент-анализа и рассматриваем различные примеры программного обеспечения для контент-анализа и визуализации результатов исследования.

Получаем навыки самостоятельного получения информации и данных качественными методами и навыки анализа (ваших и не ваших) материалов качественного типа: на тему 1-2-3 отводим 38 часов из 68 часов занятий.

Контент-анализ текстов
04

Узнаем, чем отличается количественный и качественный контент-анализ текстов. Как появился и развивался метод контент-анализа. Рассмотрим интересные примеры применения метода контент-анализа (анализ документов социальной, демографической и экономической политики, формальных и неформальных институтов, СМИ, экономическая разведка, фармацевтические прогнозы и пр.) и визуализации результатов в среде лучших видов ПО. Осваиваем принципы изучения дискурса, процедуру кодирования содержания. Обсуждаем типичные ошибки исследователя. Начинаем применять метод контент-анализа на материалах слушателей. Получаем навыки самостоятельного проведения контент-анализа: на тему 4 и 5 отводим 30 часов из 68 часов занятий

Использование программных средств обработки данных (на примере программы MAXQDA)
05

Эта тема целиком посвящена работе в программе MAXQDA для анализа качественных и смешанных данных. Мы научимся вводить данные, структурировать данные, кодировать, выбирать инструменты. Рассмотрим подробнее: облако тегов; построение диаграмм, таблиц, ассоциативных карт; матрицу кодов; документ-портрет. Узнаем, как анализировать смешанные (количественные и качественные) данные; проводить анализ аудио и видео материала; публикаций в соцсетях. Ответим на вопрос, что дают заметки исследователя. Обсудим, анализ, интерпретация и визуализация разных каких текстов и документов помогут вашему исследованию стать уникальным и дадут полезные результаты (тексты интервью, тексты в области социально-демографической, экологической, экономической политики, материалы стенограмм открытых обсуждений общественно значимых вопросов, материалы СМИ и соцсетей, научные статьи (контент-анализ как помощник при составлении литературного обзора в статьях и диссертациях), материалы корпоративной политики, рекламные материалы и пр.).

Условия поступления
Высшее или среднее специальное образование
Background

Стоимость программы:

34 000 ₽

Возможна оплата от физического или от юридического лица.

Отбор на программу:

  • Обязательно высшее или среднее специальное образование
Документ об образовании
Удостоверение о повышении квалификации
НА ВАШИ ВОПРОСЫ ПО ПРОГРАММЕ ОТВЕТЯТ
Ирина Калабихина
Калабихина
Ирина Евгеньевна
Руководитель программы –, доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой народонаселения Экономического факультета МГУ, специалист по качественным исследованиям в экономике и демографии и контент-анализу текстов и смешанных данных, руководитель более 30 исследовательских проектов, преподаватель с большим стажем и опытом разработки и ведения дистанционных курсов
kalabikhina@econ.msu.ru